
Когда слышишь 'натуральный оттенок кожи', первое, что приходит в голову — это какой-то универсальный бежевый, подходящий всем. Вот тут-то и кроется главная ошибка, из-за которой мы в 2019 году чуть не провалили поставку пигментов для одного шанхайского завода. Помню, их технолог с порога заявил: 'У вас европейская гамма, а у нас в Чжэцзяне у работниц кожа с оливковым подтоном'.
В промышленности пластиков под натуральный оттенок кожи часто подразумевают не просто цвет, а целую систему корректировки. Например, для медицинских тренажеров мы используем полиуретаны с добавкой диоксида титана — но если положить его больше 2%, получится кукла, а не живая ткань. Как-то раз на производстве в Ихуа Высокотехнологичные Новые Материалы (Наньтун) Ко., Лтд. переборщили с концентрацией — манекены вышли с эффектом фарфоровой маски.
Кстати, именно после того случая мы стали делать выкрасы на трех типах основ: ПВХ, силикон и ТПЭ. Оказалось, что один и тот же пигментный состав на ТПЭ дает сероватый подтон, хотя на силиконе сохраняет теплоту. Это сейчас кажется очевидным, но в 2015 году мы отгрузили партию с таким дефектом для немецкого завода — вернули с пометкой 'не соответствует эталону живых тканей'.
Если заглянуть в лабораторные журналы ООО Наньтун Болинт Пластик, там есть любопытные записи по смесям для имитации возрастной кожи. Для моделей старше 50 лет добавляем микродозы умбры — но не более 0.03%, иначе пластик приобретает грязный оттенок. Молодые технологи часто игнорируют эту рекомендацию, пытаясь 'усилить натуральность'.
У нас в цехе стоит спектрофотометр X-Rite — казалось бы, все должно быть просто: замерил и повторил. Но с натуральным оттенком кожи всегда есть нюансы. При искусственном освещении образец может казаться идеальным, а при дневном свете проявится желтизна. Как-то пришлось переделывать партию для японского клиента — их специалисты проверяли образцы у окна в пасмурную погоду, что давало совершенно иное восприятие цвета.
Забавный случай был с матовостью. Для тактильных тренажеров важно, чтобы поверхность не давала бликов. Мы полгода экспериментировали с добавками, пока не обнаружили, что обычный тальк в определенной фракции дает именно ту матовость, что нужна. Но здесь тоже есть подвох — при превышении дозировки материал начинает 'пылить'.
Сейчас многие требуют 'эффект живой кожи' с пористой структурой. Тут мы сотрудничали с технологами из Ихуа — они предложили использовать газовую вспенивающую добавку при литье. Получилось неплохо, но для тонкостенных изделий не подходит — появляются раковины. Пришлось разрабатывать компромиссный вариант с поверхностной обработкой.
Когда ООО Наньтун Болинт Пластик только начинало работать с клиниками Юго-Восточной Азии, мы не учитывали, что натуральный оттенок кожи для филиппинского врача и для корейского — разные понятия. В Маниле нам вернули образцы с пометкой 'слишком розовые', хотя по европейским меркам цвет был нейтральным. Пришлось создавать отдельную линейку с усиленным желтым подтоном.
Для Ближнего Востока вообще отдельная история. Там важна не только цветность, но и определенная прозрачность верхнего слоя. Мы потратили месяца три, подбирая соотношение прозрачного и цветного концентрата. Интересно, что помог старый метод — слоистое литье, хотя изначально казалось, что это удорожит производство.
Сейчас в арсенале Ихуа Высокотехнологичные Новые Материалы есть около 15 базовых рецептур, которые адаптируются под регион. Но иногда случаются казусы — в прошлом месяце для бразильского заказа случайно использовали африканскую рецептуру. К счастью, заметили на стадии пробного литья.
Многие забывают, что натуральный оттенок кожи должен быть стабильным. Мы используем стабилизаторы UV-9, но с некоторыми пигментами они вступают в реакцию. Была партия для французской компании — через месяц хранения образцы позеленели. Пришлось срочно менять всю рецептуру, благо в Наньтун Болинт Пластик наработан хороший запас вариантов.
Еще одна головная боль — миграция пластификатора. В силиконах это менее критично, но в ПВХ-композициях для натурального оттенка кожи приходится тщательно подбирать совместимые системы. Один раз уже попадали — через полгода изделия начали 'потеть' маслянистой пленкой. Хорошо, что клиент был свой, китайский, разобрались без скандала.
Сейчас пробуем новые органические пигменты — они дают интересные полутона, но дороже минут на 15-20. Для массового производства пока невыгодно, хотя для премиум-сегмента уже используем. Кстати, именно эти наработки помогли нам получить статус национального научно-технического МСП.
Самое сложное в работе с натуральным оттенком кожи — то, что заказчики оперируют бытовыми понятиями. 'Хочу как у живого человека' — это ничего не значит. Мы разработали свою шкалу сравнения: от 'средиземноморский загар' до 'скандинавский фарфор'. Помогает, но не всегда.
Однажды пришлось делать 17 пробных выкрасов для американского клиента — они все отвергали, пока не привезли в цех свою сотрудницу-латиноамериканку. Оказалось, они пытались повторить именно ее тон кожи. Запомнил этот случай, потому что пришлось разрабатывать индивидуальную рецептуру с капризным заказчиком.
Сейчас для таких случаев держим в лаборатории набор из 50 эталонов — от самых светлых до темных. Но и это не панацея: в прошлом квартале корейские партнеры потребовали оттенок 'как у звезды K-pop' — пришлось искать компромисс между реальным цветом кожи и ретушью в глянцевых журналах.
За 12 лет работы через ООО Наньтун Болинт Пластик прошли сотни заказов на материалы с эффектом живой кожи. Главный вывод — не существует универсального решения. Даже наш патентованный состав NT-Skin-04, который хвалили на выставке в Гуанчжоу, требует адаптации под конкретного производителя.
Сейчас вижу, как молодые компании пытаются создать 'идеальный натуральный оттенок' — и терпят неудачу. Потому что забывают простую вещь: кожа человека неоднородна по определению. Иногда лучше сделать легкую неидеальность, чем стерильно ровный цвет.
Кстати, именно этот принцип помог нам в прошлом году выиграть тендер на поставку материалов для хирургических тренажеров. Конкуренты предложили идеально ровные образцы, а мы — с легкой вариативностью пигментации. Хирурги сказали, что так реалистичнее. Вот и весь секрет.